ДЮСШ города Петровска

Категории раздела

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Воскресенье, 05.05.2024, 14:13
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Медведева Марина Владимировна Специфика деятельности социального педагога в детско – юношеской спортивной школе

Медведева Марина Владимировна,

социальный педагог МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа имени Т. В. Казанкиной г. Петровска Саратовской области»

 

Специфика деятельности социального педагога в детско – юношеской спортивной школе

 

   Для оказания эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков были созданы внешкольные учреждения, которые в 1992 году преобразованы в учреждения дополнительного образования детей.

    Детско-юношеская спортивная школа (ДЮСШ), являясь учреждением дополнительного образования детей, способствует созданию, поскольку в процессе занятий, которые ребенок выбрал в соответствии с личными интересами и потребностями, он вступает в равноправный диалог с педагогом. А в процессе совместной деятельности взрослого и ребенка развиваются лучшие качества личности. Чрезвычайна важна эмоциональная насыщенность занятий, так как развитие чувств необходимо детям  как средство формирования целостной картины мира. Опираясь на положительную мотивацию воспитанников, их актуальные социальные и образовательные потребности, ДЮСШ имеет больше возможностей для создания условий интенсивной социализации формирующейся личности, социальной защиты ее прав и свобод.

   Перед детско-юношеской спортивной школой, деятельность которой направлена на развитие массового спорта, на этапе начальной подготовки ставятся задачи: привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, направленным на развитие их личности, утверждение здорового образа жизни, воспитание физических. Морально-этических и волевых качеств.

   На учебно-тренировочном этапе подготовки ставятся задачи: улучшение состояния здоровья, включая физическое развитие; повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и требований программ по видам спорта; профилактика вредных привычек и правонарушений.

   Главным компонентом педагогического процесса в ДЮСШ являются педагоги и воспитанники; универсальной характеристикой – педагогическое взаимодействие, которое всегда имеет две стороны: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника; эффективность педагогического процесса обусловливается качеством педагогической деятельности и качеством деятельности воспитанников. Руководство деятельностью воспитанников в ДЮСШ осуществляется следующим образом: 1)педагогическое управление сочетается с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; 2)наблюдается сознательность и активность детей в целостном педагогическом процессе; 3)уважение личности ребенка сочетается разумной требовательностью к нему; 4)опора на положительное в человеке, на сильные стороны его личности; 5)воздействуя не на отдельную личность, а на группу, коллектив, педагоги превращают его из объекта в субъект воспитания; 6)воспитание и деятельность детей строится на основе учета реальных возможностей, предупреждения физических и нервно-эмоциональных перегрузок; 7)учитываются возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.

   Деятельность социального педагога ДЮСШ направлена на социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей, социально-педагогическую защиту прав ребенка, обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности воспитанников, социально-педагогическое консультирование, социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация, содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка, поддержку социально ценной деятельности воспитанников, организационно-методическую деятельность.

   Работа социального педагога ДЮСШ ведется по плану, утвержденному директором ДЮСШ. В своей деятельности социальный педагог руководствуется Законом «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, федеральными законами «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». В связи с этим осуществляется социальная паспортизация спортивных групп и самого учреждения; изучается и анализируется морально-психологический фон учреждения с целью выявления его воздействия на личность воспитанников и разрабатываются меры по его оптимизации;   проводится индивидуальная работа с воспитанниками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации; пропагандируется здоровый образ жизни в семье как необходимое условие успешной социализации детей и подростков; осуществляется психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье; содействует включению родителей в учебно-тренировочный и воспитательный процесс; организуются встреч с родителями, с педагогами, с воспитанниками по социально-педагогической проблематике; способствует повышению уровня правовой грамотности воспитанников и их родителей; дети и подростки, состоящие на различных видах учёта привлекаются к физкультурно-спортивной деятельности.

   С целью повышения научно-теоретического и методического уровня социальный педагог систематически накапливается методический материал из периодической печати, статей, журналов, газет и доводится до сведения детей, родителей и преподавателей.

   С целью совершенствования психолого-педагогической подготовки изучает  возрастные особенности несовершеннолетних – это чтение педагогической литературы, беседы с воспитанниками и с их родителями,  с преподавателями.

   Работа с родителями осуществляется в соответствии с уставом школы о поведении и посещаемости воспитанниками учебно-тренировочных занятий и включает в себя посещение родительских собраний, беседы с родителями воспитанников, состоящих на учете в школе, посещение детей на дому, проверка контроля со стороны родителей и информирование родителей о состоянии дел у детей в ДЮСШ. 

     В целях повышения профессионального мастерства социальный педагог ДЮСШ принимает участие в педагогических конференциях,  семинарах социальных педагогов, а также участвует в педагогических и тренерских советах ДЮСШ. 

    Социальный педагог принимает активное участие в организации мероприятий общешкольного масштаба: легкоатлетических эстафетах и кроссах, различных турнирах, зимних праздниках и эстафетах.

   Социальный педагог  контролирует занятость детей во второй половине дня, в каникулы, посещаемость учебно-тренировочных занятий. А также организует мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив: игры, творческие занятия, спортивные праздники; консультации, «почту доверия», телефонное консультирование, выпуск материалов, повышающих правовую грамотность,  представление о здоровом образе жизни.

   Воспитательный процесс реализуется с целью ориентации детей на саморазвитие, самовоспитание и самореализацию. Проводится диагностика эмоциональной и личностной сферы, особенностей межличностных взаимодействий в семье. Для детей с отсутствием механизмов самоанализа и самооценки используются некоторые методические приемы графического выражения субъективных трудностей общения ребенка. При работе с воспитанниками социальный педагог учитывает возрастные особенности детей, осуществляет личностно-ориентированный подход; добивается создания благоприятной эмоциональной обстановки в группе, создает детям «ситуации успеха»; организует профилактические мероприятия по предупреждению вредных привычек,  конкурсы, беседы по формированию адекватного представления о здоровом образе жизни; обучает упражнениям, способствующим расслаблению и саморегуляции, использует дыхательную гимнастику.

  При работе с семьей актуальна опора на родительскую ответственность, использование внутреннего потенциала семьи, потребностей  и ресурсов. Семья сама формулирует цели работы, определяет сроки, сама начинает работать на свою реабилитацию и улучшение качества жизни. Также применяется метод рефлексии, мониторинг динамики уровня семейного взаимодействия. Также ри работе с родителями социальный педагог осуществляет валеологическое просвещение, создает папки-передвижки, проводит беседы, накапливает и доводит до сведения материалы о здоровом образе жизни.    

   С педагогическим коллективом проводятся тренинги, направленные на осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности; обращение своего сознания к собственным переживаниям и чувствам воспитанников; выработку внутренней позиции по отношению  к воспитанникам и профессиональной деятельности в целом, ориентирующих педагогов на построение личностных взаимоотношений с детьми; знакомство с собой и своими личностными особенностями; осмысление своих личностных интересов, ценностей, нахождение путей реализации своих интересов и ценностей в воспитательной работе с детьми. Также осуществляется обучение педагогов универсальным приемам, позволяющим сохранять не только физическое и психическое здоровье воспитанников, но и самим оставаться продуктивными на протяжении всей своей педагогической деятельности. Также происходит ознакомление педагогов со способами повышения эмоционального тона, обучение упражнениям, которые можно применять для снятия нервного напряжения, повышения физической, умственной активности.

Категория: Мои статьи | Добавил: sport (26.12.2012)
Просмотров: 1578 | Рейтинг: 0.0/0