Воспитательная
работа со спортсменами.
Спорт
всегда был мощным средством воспитания.
В современной ситуации на пути его
использования в этих целях возникают
существенные трудности. Отметим
основные, имеющие отношения к воспитанию
детей в ДЮСШ:
снижение
жизненного уровня населения;
снижение
воспитательного воздействия семьи,
общеобразовательной школы , общественных
организаций;
постоянно
ухудшающееся состояние здоровья детей;
появление
многочисленных неформальных молодежных
организаций;
проявление в
детскую и молодежную среду преступности
всех видов, алкоголизма, наркомании,
токсикомании, проституции и других
негативных явлений.
поток информации
через СМИ низкопробной продукции
пропагандирующее насилие, жестокость,
преступность, секс, алкоголь, табакокурение,
наркоманию;
продажа сигарет,
алкогольной продукции:
занятие
попрошайничеством;
В
этих условиях возрастает роль
воспитательной работы.
Воспитательная
работа ДЮСШ должна быть направлена
направленна на:
воспитание
патриотических качеств спортсменов -
воспитать полезного обществу гражданина
патриота своей Родины.
воспитание
трудолюбия является основным стержнем
воспитательной работы. Нужно показывать
спортсменам,что успех в современном
спорте зависит прежде всего от трудолюбия.
Можно рассказать о тренировке лучших
представителей «своего»вида спорта,о
сильнейших спортсменах. Примером
трудолюбия может служить тренировка
с выдающимися спортсменами.
воспитание
дисциплинированности проявляется в
посещении занятий, соблюдение
тренировочного режима,строгом и точным
выполнением определенных правил и
указаний тренера.
воспитание
морального качества служит личный
пример тренера, убеждение,целенаправленная
постановка задач, поощрение и наказание,а
также внешний вид тренера должен быть
безукоризненным. Аккуратная и красивая
спортивная форма,элегантный вид
повседневной одежды невольно заставляют
учеников обратить особое внимание на
свой внешний вид. Чем шире кругозор
тренера, чем выше его специальные и
общие знания.
поощрение –
главное условие в применении поощрения
– своевременность. запоздавшее поощрение
создает у спортсмена впечатление, что
его успехи безразличны тренеру, и
окружающим.
наказание – это
эффективный метод наказания требует
очень внимательного и вдумчивого
отношения. наказание должно быть
справедливым и своевременным.
волевыми
качествами считаются смелость и
решительность. Воля спортсмена
развивается и укрепляется в процессе
сознательного преодоления трудностей
объективного и субъективного характера
(постановки усложняющихся задач).
упорство в
современной тренировке, основано на
применение высоких и интенсивных
нагрузок. «умение терпеть»вырабатывается
при :
-
искусственном наращивание усилий по
мере наступления утомления
- тренировка в
группе особенно полезна для сравнительно
слабых спортсменов (попытка не отставать
от сильных товарищей)
- применение
соревновательного метода – является
мощным раздражителем и может быть
использован в различных видах подготовки
и прежде всего в ОФП.
смелость- частое
участие в соревнованиях,создание в
тренировке более сложных условий чем
на соревнованиях,применение психологических
приемов.
А
так же воспитательная работа должна
быть направлена:
- гармоничное
развитие личности ребенка;
- формирование
и укрепление спортивных традиций,
подготовку и проведение - коллективных
творческих дел
- сохранение и
укрепление здоровья; формирование
культуры здорового образа жизни.
- создание
учащимся условий для полной самореализации
и достижения спортивных успехов
сообразно способностям;
Основной
составляющей воспитательной работы в
спортивных секциях ДЮСШ
Участие
детей в соревнованиях согласно годовому
плану работы ДЮСШ
Это позволит
четко определит место коллектива в
системе воспитательного процесса и
будет способствовать:
повышению уровня
общительности каждого в отдельности;
развитию
личностных качеств тренирующихся,
направленных на благо коллектива в
целом;
Цель
воспитательной системы:
Поэтапное
создание условий для развития свободной,
талантливой, физически здоровой личности
ребенка, обогащенной занятиями,готовой
к созидательной трудовой деятельности
и нравственному поведению
формировать
осознанное восприятие учащимися
ценности своего здоровья,
научить обладанию
эмоционально волевой регуляцией
необходимой для успешного достижения
поставленных целей.
развивать
основные физические способности,
укреплять
здоровье воспитанников.
Этапы
построения воспитательной работы.
1
этап-
подготовительный, проектный
Его
цель: пробудить творческую активность
у тренеров, тренирующихся, родителей,
выработать единую методическую тактику:
тренера, тренирующихся, родители,общественность.
Основные
направления деятельности.
создание и
объединение детей в спортивные
коллективы;
изучение мнений,
интересов детей,тренеров, родителей;
изучение состава
тренирующихся, выявление тренирующихся
и родительского актива;
подбор и
расстановка кадров;
повышение
профессионального роста педагогических
кадров, создание основы для развития
спортивных успехов.
2
этап- практический
Определить
основные направления, формы и виды
деятельности, т.е. стратегию и тактику
развития и совершенствования
воспитательной системы
Задачи:
совершенствование
задач первого этапа;
создание
спортивных традиций;
развитие в каждом
ребенке самостоятельности, инициативности,
ответственности, творчества.
Основные
направления деятельности.
четкое планирование
как одна из важнейших предпосылок
эффективности системы воспитательной
работы. Стратегия и тактика развития
и совершенствования воспитательной
работы зависит от плана - программы
педагогических действий с с содержательной
и временной последовательностью.
воспитательная
работа проходит через все виды и формы
деятельности .
работа в социуме
с родителями.
3
этап- обобщающий
Обеспечить
надежные качественные результаты
воспитательного процесса.
Создание системы
отношений, помогающей ребенку на каждом
возрастном этапе успешно решать свои
задачи в основных сферах деятельности.
Необходимы
педагогические условия: обучение и
воспитание детей в интересах развития
личности, семьи, города.
В системе
многолетней подготовки спортсменов
является спортивная ориентация- это
разновидность социальной ориентации,
направленной на оказание организационной
помощи детям и молодежи в выборе вида
спортивной деятельности с учетом
индивидуальных задатков, склонностей
и интересов.
Помочь подростку
выбрать вид спортивной деятельности,
в большой мере соответствующий его
физическим возможностям, складу
характера, вкусам, укрепление здоровья,
физического развития и разносторонней
физической подготовленности; привитие
потребности к систематическим занятиям
спортом; овладение основами спортивной
техники, занятиями в области методики
спортивной тренировки; воспитание
волевых качеств.
Работа
с родителями.
родительские
собрания: анализ занятий, решение общих
проблем.
беседы,лекции
связанные с проблемами воспитания.
традиционные
разговоры с родителями по телефону
(сообщения о пропущенных занятия по
причине и без)
консультация,
анкетирование детей и родителей
совместные
встречи детей и родителей (организация
вечеров, походов, экскурсий) т.е.
максимально возможное привлечение
родителей в жизнь секции.
Таким
образом, воспитание спортсменов является
первой и главнейшей задачей любого
тренера,задачей,которая должна решаться
на всех этапах спортивной подготовки-от
новичка до тренировки высококвалифицированного
спортсмена. |